Пятница, 19.04.2024, 02:04
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Стайлинг [15]
Тюнинг [20]
Ремонт [41]
Устройства, Схемы [19]
Советы [31]
Новеньким [22]
Обзор Скутеров [46]
Мини-чат
500
Поиск
Наш баннер
Наша кнопка:


Получить код:

Главная » Статьи » Мои статьи

Библия Скутериста

Когда у доброго христианина заканчивалась страда, он садился читать и перечитывать Библию. А что делать скутеристу, когда у него закрылся ездовой сезон? Правильно – читать и перечитывать «Скутерную Библию». Оказывается, есть и такая...

СКУТЕР-ЕВАНГЕЛИСТЫ
Красочная книга под названием The Scooter Bible, как и положено культовому чтиву, немалая – 287 страниц (раньше эта цифра относилась к разряду магических – именно столько, если отбросить запятые в цене, стоила водка с конца 50-х и до конца 80-х. Даже шутили, что «святой – это человек, у кого цифра 287 не вызывает никаких ассоциаций. Как видно, я – не святой). Авторы «Библии» – молодые американцы Майкл и Эрик Дрегни (Michael & Eric Dregni), степень их родства неясна, но это и не важно. Издательство – Whitehorse Press, год выхода в свет неясен, цена - $29,95.

Книга включает разделы: Ранние моторскутеры (1902-1930); Великий американский скутерный бум (1935-1940); Военные скутеры (1939-1945); Золотой век скутеров (1946-1954); Массовая мобилизация (1955-1960); Годы «модернизма» (1960-1975); Назад в будущее (1976- ...). Треть объема занимает Скутерная энциклопедия A-Z.


Авторы «Библии» Michael & Eric Dregni со своим любимым скутером.


От «Кушмана» до «Веспы» – окончательная история в изложении Майкла и Эрика Дрегни.

АМЕРИКА – РОДИНА СЛОНОВ
До соплей обидно, что нам, видимо, никогда не удастся увидеть те «первоскутеры», которые существовали в 20-30-е годы. Если такие порождения технического прогресса начала 20 века, как паровозы, паровые катки, тракторы типа «Фордзон», автомобили с деревянными ободами колес и паровые утюги можно встретить в различных музеях страны, то вот скутеры той поры – шиш. Не нужны были эти «буржуазные штучки» молодой стране Советов, вот и не везли их из-за океана или капиталистической Европы. А ведь это машинки преинтересные, и в «Библии» они подробнейшим образом рассмотрены. Причем, помещая рекламные плакаты тех лет, передается дух эпохи благодаря костюмам и прическам, экстерьеру.

Существует несколько мнений о том, что считать «первоскутером». К чести Дрегни, они не стали подтасовывать факты, чтобы назвать «Америку родиной слонов», а отдали пальму первенства французской компании Monet-Goyen, скрестившей в 1902 году велосипед с автомобилем, в результате чего вышло Velauto («Самоходное кресло») Auto-Fauteuil. Но зато потом отыгрались – большая часть книги посвящена именно американским фирмам и конструкциям.


Первоскутер, он же «самоходное кресло» Auto-Fauteuil начала 20 века

Предшественник скутера – «Автопед» изобрела в Америке в Нью-Йорке в 1916 году Autoped Company. В основу взяли детский «толкчковый скутер» (по-нашему самокат), и приладили к нему мотор. «Так вот, где собака покопана» – оказывается термин «скутер» существовал до появления моторного транспортного средства, и им изначально назывался именно самокат. А в наше время, когда видишь в продаже китайские самокаты с надписью «скутер», начинаешь обвинять продавцов в безграмотности. А оказывается, сам дурак! Типичный «Автопед» стоил 100 баксов (тех лет!), на переднем колесе стоял моторчик 1,5 л.с., причем 4-таткный! (Кто сказал, что «Хонда» первой поставила мотор 4Т на скутер?). Позже моторчик переехал назад, появился его капот, седло на длинной стойке, стали внедряться рычажные передние подвески. Все это в книге богато проиллюстрировано.


«Автопед» из Нью-Йорка (1916 год).


Скромное обаяние автопединга

Наряду с термином «автопед» пошло гулять название «моторскутер» (и оно понятно), которое вскоре вытеснило первое слово, а затем потеряло «моторную» приставку. Так скутер уже в середине 30-х годов стал скутером, в то время как в Европе его чопорно называли «мотороллером» (надо же чем-то отличаться от янки!). И начался автопедный-моторскутерный бум, отголоски которого докатились и до Европы. Однако там из искры пламя не разгорелось. По крайней мере, авторы «Библии» об этом умалчивают. А вот в Америке было много чего. Многое я слышал, но вот с удивлением узнал, что такая уважаемая и ныне процветающая компания как Briggs&Stratton тоже приложила руку скутерам.


Оригинальный скутер от «Бриггса».

Из множества моделей, описанных в книге, глаз зацепился еще на одном интересном экспонате – стильном скутере «Крокер» (Crocker), который уже в 1939 году имел все черты современного аппарата, даже автоматическое сцепление. Подчеркивалось сходство в управлении с автомобилем – педаль тормоза и ... педаль газа под правой ногой.


Стильный «Крокер» 1939 года.

Российскому скутеристу имя «Кушман» (Cushman) вряд ли что говорит. А, между прочим, эта компания для янки, все равно что «Веспа» для Европы. До Второй мировой войны компания была крупнейшей по выпуску скутеров в Штатах, а значит, и во всем мире – ни в Европе, ни тем более в Японии о них не помышляли. Поэтому неудивительно, что авторы библии приподняли земляков и отвели описанию довоенных моделей немало места. Тем более что книгу благословил Роберт Г. Аммон, президент и поныне существующей компании «Кушман». Хотя кушмановские машинки были не первые, и далеко не самые лучшие, именно эта компания оставила самый яркий след в довоенной биографии скутера. И, кстати, именно эти «табуреты» воевали в армии союзников, о чем свидетельствуют любопытные фотографии в книге.


Довоенные звезды Америки – «Кушман» Auto-Glide и модель 53.




Кушмановский скутер на службе в армии.

ВЕСПОМАНИЯ – БОЛЕЗНЬ ЗАРАЗНАЯ
После Второй мировой войны интерес к скутерам у янки угас: народ стал жить богаче и смог позволить себе огромные, неуклюжие и прожорливые автомобили. А вот в порушенной Европе, наоборот, было «не до жиру...», и случился (должен был случиться) скутерный бум. В «Библии» описано и это, отдана дань почтения первопроходцам, компаниям Nibbio, Piaggio, Lambretta. Впрочем, про них мы уже слышали. Но вот интересная высказана гипотеза о том, что ставшая впоследствии культовой моделью Vespa обязана своему появлению ... американской компании Salsburu, пытавшейся до войны запатентовать свою модель в Европе.


Европейским скутерам «золотого века» отведено немало места.



Как бы там ни было, но «Веспа» от «Пьяджо» в 1946 году всколыхнула скутерный мир. Далее примерно четверть книги Майкла и Эрика Дрегни посвящена европейскому этапу развития скутеров. А вот на «японцев», позже давших реальный толчок всем современным моделям, у американских авторов пороху не хватило. Одна колонка в энциклопедическом разделе посвящена «Ямахе», «Хонде и «Сузуки» и того меньше. Правда, узнал из одного абзаца, что выпускала скутеры «Кавасаки». Ну, не лежит у них душа к современным пластиковым «мыльницам». Впрочем, библейские описания тоже обрываются в глубине веков... ЖЕНЩИНЫ – КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА СКУТЕРИЗМА
Любопытна одна нить, прослеживающаяся в книге – это женщины. Точнее, не сами представительницы слабого пола, а их трепетное (судя по фотографиям) отношение к скутерам. Думаю, ни один товар, за исключением разве что парфюмерии или драгоценностей, так ими не рекламировался. С шармом, искрами в глазах и в самых обольстительных позах с минимумом нарядов. Причем непонятно, как они этими стройными ножками, да на высоких каблучках заводили моторы допотопных «табуретов». Ведь электростартеров на большинстве не было, а кубатура доходила до 250 см3. Плюс дремучие карбюраторы, ручные бензокраны, которые надо было не забыть открыть и закрыть, ручные обогатители, замасливающиеся контакты прерывателя, вонючий бензин, где-то смешиваемый с маслом... В общем, улыбки этих див не менее загадочны, чем у Моны Лизы...


Так прекрасные дамы на «загнивавшем» Западе «пиарили» скутеры.









РУССКИЙ СЛЕД
Если «японцы» в книге Дрегни отдыхают, то вот «русский след» прослеживается. Правда, янки очень неодобрительно отнеслись к факту советского контрафактного копирования, даже полезли в политические рассуждения, дескать, этим коммунисты расписались в своей беспомощности догнать цивилизованный Запад. А я, например, испытываю гордость, что «наши», создавая советский мотороллер, ободрали не что-нибудь, а самый культовый и пафосный скутер Vespa. Причем сделали это неплохо – и авторы «Библии» это подтверждают. Тысячи советских людей имели возможность «прикоснуться к святыне» – поездить на клоне этой реликвии (все равно, что для музыкантов поиграть на скрипке Страдивари). И, выскажу крамольную мысль – понять, как она далека от совершенства и не оценить ее, и относиться как к мотоциклу второго сорта («Макака», то бишь «Минск» котировался куда выше). А покупали в то время «Вятки» лишь потому, что проще было достать, чем мотоциклы (о машинах вообще речи не шло) – без очередей, записи и ночных дежурств у дверей магазинов.

Одно время, даже дико вспоминать, на мотороллеры даже отменили техосмотр, лишь бы их покупали. Я в свое время ездил на всех советских мотороллерах, да и сейчас имею в коллекции «горбатую» «Вятку» (то есть ВП-150) и «Вятку Электрон», и скажу – ездить на них совсем не то же самое, что на современных, даже самых задрипанных китайских скутерах. Впрочем, что это мы опять китайцев вспомнили, о них в книге ни слова, разве что упоминание о месте печати «Библии». Кстати, с этим китайцы справились великолепно – качество полиграфии и бумага на высшем уровне.


«Нашим» мотороллерам тоже нашлось место в «Библии».




Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (25.02.2010)
Просмотров: 1732 | Теги: библия Honda-dio, библия мопедов, библия скутериста, библия, библия скутеристов, библия скутера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Наш опрос
 
На чём вы ездите сейчас
Всего ответов: 202
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
honda-dio.net © Все права защищены! 2009-2010 | ... Sitemap | Sitemap-forum.
Дизайн данного сайта полностью принадлежит администратору сайта.