О «бурной молодости», т. е. падениях вашего избранника, «расскажут»
поцарапанные облицовки, стесанные об асфальт торцы руля. А всевозможные
наклейки на кузовных панелях, скорее всего, скрывают трещины и сколы.
Стертая нижняя часть глушителя – свидетельство частого
«козления». Конечно, можно порадоваться за мастерство предыдущего
владельца, да вот других поводов для праздника нет: у такого скутера
наверняка согнута рама, разбиты подшипники и «восьмерит» ведущее колесо.
И не верьте утверждению продавца, что раз скутер оборудован
багажными корзинами, то им управляла домохозяйка, которая вряд ли
«отжигала по полной». На самом деле чаще всего на «корзинках» гоняют
курьеры – вспомните первую серию блокбастера «Такси».
Впрочем,
идеальная внешность – еще не гарантия отличного состояния. Самые
хитромудрые предусмотрительно снимают с новенького скутера вместе с
транспортировочной упаковкой все облицовки и при езде ни в чем себе не
отказывают. Так что не обольщайтесь экстерьером, а досконально проверьте
все, что только можно.
Хочу домой, в Японию!
Средний
ресурс двигателя 50-кубового японского скутера 90-х годов выпуска –
порядка 30 - 50 тыс. км. Но помимо собственно эксплуатации, ресурс могут
уменьшить небрежные, а то и безграмотные ТО, ремонт или предпродажная
подготовка – в Одессе и Ильичевске умельцы собирают скутеры из
нескольких битых или разукомплектованных. Даже разных марок! Посему при
осмотре обратите внимание на выступающий герметик, нештатный крепеж,
сбитые винты и болты. Если подозрения подтвердились, потребуйте от
продавца внятного ответа, что конкретно чинилось. Скорее всего, такие
мотороллеры уже изрядно поколесили по нашим дорогам и молят отправить их
на историческую родину.
Увы, часто первое и последнее, на что обращает
внимание покупатель, – опять-таки состояние мотора. Мол, главное, что он
работает. Обязательно добейтесь пробной поездки. И чем дольше она
продлится, тем больше вы сможете узнать о своей потенциальной головной
боли.
В идеале работа двигателя должна быть устойчивой, без
«провала» оборотов. После перегазовки они должны возвращаться на прежний
уровень. Посторонние звоны, стуки, свисты – признаки чрезмерного износа
узлов трения. Проверьте, не идет ли дым из глушителя и не летит ли
масло после 15 – 20 минут непрерывной работы.
Дышите
глубже
Очень важно убедиться в том, что воздушный
фильтр в порядке. Негодный часто просто выбрасывают. Ненамного лучше
фильтр, который тщательно промыли и поставили на место сухим, без
специальной масляной пропитки. И то, и другое не сулит двигателю долгой
жизни. Поэтому при покупке требуйте, чтобы вам продемонстрировали
состояние этой детали. Тем более что на большинстве моделей извлечь ее –
минутное дело. Фильтр не должен иметь механических повреждений,
крошиться, слипаться. И обязан быть пропитан специальным маслом для
воздушных фильтров и никаким другим. У каждого производителя свои типы
фильтров: у Honda они из однослойного поролона, у Suzuki – из
двухслойного, у Yamaha – однослойные с ворсом. Иногда встречаются
бумажные, в большинстве случаев на четырехтактниках. Заодно осмотрите
ремень и шкивы вариатора – чем больше они болтаются, тем хуже. Добейтесь
возможности осмотреть трубы на предмет битости, следов правки или
подварки. Раму явно правили? Лучше отказаться от покупки: кто знает, как
там ее чинили.
Если уговорили продавца провести мини-тест, обратите
внимание на троганье – оно должно быть плавным, без рывков и провалов.
Проверьте курсовую устойчивость: при ровном положении руля скутер должен
ехать строго прямо, не пытаясь куда-то повернуть, и не заваливаться. На
кочках и небольших ямах протестируйте амортизаторы: в идеале не должно
быть ни раскачки, ни пробоев.
Светить всегда
Обычно
с электрикой проблем не возникает: производители тщательно
герметизируют все блоки, а клеммы и разъемы располагают в местах, где
вероятность попадания воды наименьшая. Самый распространенный отказ –
окисление контактов в системе электропитания световых приборов.
Остальные проблемы, как правило, возникают вследствие небрежной сборки
скутера при подготовке к продаже: незаизолированная проводка, пережатый
электрический жгут и т. д. Если электростартер, «поворотники» и звуковой
сигнал не функционируют или работают с перебоями – скорее всего, дело в
севшем аккумуляторе.
С тормозами обычно все просто: они или
есть, или их нет. Пара новых тормозных колодок обойдется в 35 – 45 у. е.
Куда больше неприятностей может доставить резина, особенно на
заднем колесе. Во многих случаях без разборки скутера ее просто не
заменить, тем более, если покрышка бескамерная.
Обратите
внимание на трещины в шине. Если они есть, значит, эта резина долго
«загорала» под солнцем в ожидании нового хозяина. И делайте выводы –
нужно ли вам такое запоздалое счастье.
Требуйте аусвайс!
Если
вы все-таки отважились на покупку бэушного скутера, в ультимативной
форме потребуйте оформления справки-счета: при активной езде пару раз в
месяц вас могут тормознуть гаишники и даже неподкупные «Гроза» или
«Кобра». Иной бумажки для подтверждения прав на владение скутером в
Украине нет. И последний совет: идя на рынок, возьмите с собой хотя бы
одного бывалого скутермена или мастера, у которого собираетесь
обслуживать свой мотороллер.