Пара слов о конструкции. Передача состоит из двух
звездочек (ведущей и ведомой), роликовой цепи и двух успокоителей.
Ведущая звездочка закреплена на барабане центробежного сцепления. Когда
двигатель заглушен или работает на холостом ходу, барабан не связан
с цапфой коленчатого вала. Когда вы повысите обороты коленчатого вала
двигателя, колодки сцепления, расположенные на цапфе, рразойдутся
и благодаря силе трения передадут крутящии момент на барабан сцепления
и ведущую звездочку цепной передачи. Ведомая звездочка жестко
закреплена на валу редуктора заднего колеса. Цепь соединяющая
звездочки- втулочно-роликовая.Когда
выкрутите болт из контрольного отверстия, оттуда должно потечь масло.
Чтобы
слить масло, открутите сливную пробку в задней части кожуха
трансмиссии. Заливная
горловина закрыта пластмассовой резьбовой пробкой. Рядом выбиты цифры —
приблизительная вместимость кожуха.
Чтобы
мотор не впал в бессрочный транс и цепь служила
дольше, трансмиссия закрыта герметичным кожухом, а он частично заполнен
маслом. Ваша миссия — периодически проводить техобслуживание, а оно
сводится: первое, к контролю за уровнем масла, и второе — вовремя его
менять. Проверять уровень масла нужно после длительной стоянки или если
обнаружите потеки на кожухе. Но первый раз загляните в него сразу после
покупки скутера. Установите «табуретку»
на центральную подставку
на горизонтальной площадке. Выкрутите винт из контрольного отверстия —
оно расположено чуть ниже середины крышки кожуха. Если уровень в норме,
масло из него должно потечь тонкой струйкой. Не течет? Чуть наклоните
скутер на себя. Опять «сухо»? Значит, долейте масло — оно должно быть
той же марки, что уже залито. Если же масло меняете, можно использовать
любое моторное. Единственное, что оговаривает изготовитель, его
вязкость — 15W40. Выкрутите пробку в задней верхней части кожуха.
На его отливке обычно указано, сколько масла нужно залить,
но приблизительно. В нашем случае — 450 мл. Но если по уму, —
заполняйте кожух до момента, пока масло не начнет переливаться
из контрольного отверстия. Перед разборкой
трансмиссии масло слейте. Открутите
пробку, расположенную в низу его задней части. К сожалению, это
не самая низшая точка кожуха. Немного масла (около 70 мл) останется
в приливе передней части и вытечет, как только вы открутите винты
крепления крышки. Будьте наготове: переставьте емкость, в которую
сливали масло, к этому месту и заранее запаситесь тряпками или ветошью,
чтобы вытереть лужицы. Снимите крышку
полости, в которой расположен масляный насос…
…и демонтируйте
сам насос.
Крышка
редуктора с механизмом кикстартера (на него показывает стрелка). Без
надобности не разбирайте: не соберете.
Свободный
ход новой цепи. Масляный
насос системы раздельной смазки расположен
в задней части «ноги» под отдельной крышкой. Снимите эту крышку.
Не трогая масляные шланги, открутите болты крепления насоса, выньте его
из посадочного места и отведите вверх. Затем снимите крышку корпуса
трансмиссии. Рычагкикстартера, в принципе, можно не трогать, но мы его
демонтировали — без него удобнее откручивать винты крышки. Эти винты
разные по длине —при сборке не перепутаете. Открутив
винты крышки кожуха, обстучите ее киянкой
или деревянным бруском — легче отделится. Под ней установлена картонная
прокладка — постарайтесь ее не повредить. Когда крышку снимете, увидите
механизм кикстартера: обследуйте его. Если не заметили ничего,
вызывающего настороженность, отложите узел в сторону. Осмотрите цепной привод — цепь, два ее успокоителя
и зубья звездочек. Эти детали не должны быть поврежденными. Определите
величину люфта цепи. Если ее можно оттянуть больше чем
на 10 мм от условной прямой линии, замените — ремонтировать ее нельзя
(многие по невежеству укорачивают на пару звеньев). Снять цепь можно
двумя способами: демонтировав ведомую или же ведущую звездочки вместе
с центробежным сцеплением. Чтобы снять
ведомую, удерживая при этом выступающий
конец болта пассатижами, открутите (ключом «на 10») гайку.
Демонтировать ведущую звездочку нужно в случае, если хотите осмотреть
или заменить детали центробежного сцепления. Для этого заклиньте жалом
отвертки зубчатый венец шестерни пускового механизма и открутите гайку
ключом «на 17». Под гайкой — храповая шестерня кикстартера и еще
несколько деталей. Запомните, как они расположены, чтобы не перепутать
при сборке последовательность их установки. Так
выглядит трансмиссия: 1 — шестерня электростартера; 2 —
основание с грузиками; 3 — барабан центробежного сцепления; 4 —
ведущая звездочка; 5 — цепь; 6 — рычаг механизма блокировки
заднего колеса при запуске кикстартером; 7 — успокоители; 8 —
масляный насос; 9 — ведомая звёздочка с ведущей шестерней редуктора
(шестерня на снимке не видна); 10 — ведомая шестерня редуктора; 11 —
полость, где остаётся масло при выкрученной сливной пробке.
Снимите
с шейки коленчатого вала ведущую звездочку,
выполненную одним целым с барабаном сцепления, а затем основание
сцепления с грузиками. Осмотрите детали, чтобы убедиться, что: —
-грузики не болтаются на осях; — -рабочая поверхность грузиков
не изношена и без повреждений; — -пружины с усилием сжимают грузики; —
-на рабочей поверхности барабана сцепления нет трещин или выработки; —
-зубья звездочки не изношены, без заусенцев или других повреждений. Детали с перечисленными дефектами замените. Сборка —
в обратной последовательности. Перед установкой крышки протрите
прокладку от масла, осмотрите ее. Обнаружите повреждения — замените.
Винты крепления крышки затяните «по кругу» в несколько приемов,
не прикладывая чрезмерных усилий. Как залить масло, — описано выше. Чтобы открутить гайку крепления барабана центробежного
сцепления, нужно заклинить барабан отверткой.
Успокоители цепи свободно надеты на приливы картера
и придавлены его крышкой: 1 — успокоители; 2 — приливы.
Открутив гайки, снимите блок ведомой звёздочки и ведущей
шестерни.
Перед
установкой масляного насоса на место осмотрите
шланги ---- не перетерлись ли они в местах перегиба об острый угол?!) Для
себя отметьте: при такой конструкции привода маслонасос подает масло
в двигатель только на ходу, когда крутится заднее колесо. Работающий
двигатель при остановке скутера смазывается остатками масла,
но их надолго не хватит. Поэтому не давайте мотору долго работать,
когда скутер недвижим — сразу после остановки заглушите.)) Вообще-то, цепная трансмиссия надежна
и долговечна. Если ее не «насиловать» перевозкой чрезмерных грузов
и не «козлить» на каждом светофоре, не забывать проверить уровень
масла, то «радости», связанные с ее ремонтом, обойдут вас стороной.
Источник: http://www.scooter-tronix.ru/var_z.php |