Машинка привода троса спидометра (далее
машинка) располагается как
правило на переднем колесе. Сидит она на оси колеса и приводит в
движение тросик спидометра. К сожалению деталь не вечна. А ломается она
как правило не по своей вине. Признайтесь вы хоть раз ее промывали или
хотя бы смазывали? Нет? Напрасно. А ведь эта деталь крутится с
приличной скоростью, вдобавок подвержена атаке песка, влаги и пыли.
Устройство простое и … В общем официально деталь неразборная. Разобрать
ее конечно можно, но собрать потом без сварки нет.
Внутри прячутся две шестеренки - червячная передача. Большая шестеренка
приводится в движение передним колесом. Во вторую (маленькую)
шестеренку вставляется тросик спидометра.
И вот в этот механизм набивается пыль и шестеренка крутящая червяк
начинает подклинивать и срезаться. В определенный момент срезаются все
грани на шестеренке или шлицы на ее приводе.
Как же это дело обслуживать? В нормальных машинках есть отверстие для
смазки (2), которое закрывается пластиковой заглушкой. Вот через это
отверстие и нужно своевременно заталкивать густую смазку. Лучше
использовать графитсодержащие теплостойкие смазки. В период ТО полезно
вытащить тросик спидометра из машинки (если он еще не прикипел) и
смазать его посадочное место(3). (Я вот по неопытности этого не делал и
когда на моем скуте скрутился тросик спидометра я так и не смог
вытащить его из машинки, пришлось заказывать две детали вместо одной).
Но все так просто когда у вас ухоженная с новья машинка. А когда она
уже нанюхалась пыли и грязи это не поможет. Надо ее промывать. Снимите
машинку с передней вилки, отсоединив предварительно тросик спидометра.
Потом открывайте заглушку (2) и погружайте все это дело в ванночку с
бензином. Там на глубине крутите привод за рычажок имитируя движение.
Чередуйте эту операцию с продувкой сжатым воздухом через все доступные
щели. Продолжать операцию следует до исчезновения шелеста песка в
редукторе машинки. После этого смажьте ее через отверстия маслом и
опять покрутите редуктор. После того как излишки масла вытекут можно
заряжать смазку.
После такого метода возможна течь масла из машинки некоторое время, но
это мелочь - главное узел надежно смазан. Если у вас есть две нерабочие
машинки попробуйте сделать из них одну. Удалите вальцы со втулки.
Поставьте машинку на трубу и выбейте втулку оси машинки.
После обратной сборки машинка уже будет не та, но вполне пригодна к
эксплуатации. Цифрой (1) показана "съеденая" шестерня.