В любом
мотоцикле в изобилии найдете различные
подшипники качения - шариковые, роликовые, игольчатые. Для нормальной
работы
им требутся совсем немного: не перегружать, смазывать и чистить. Если
эти условия,
особенно два последних, не выполняются, они выходят из строя.
В первую
очередь изнашиваются подшипники колес. Понятно почему: на трущиеся
поверхности
более всего проникает пыль и грязь с влагой. В это трудно поверить, но
даже
чистая вода способна вымыть смазку, - подшипник, работая «всухую»,
начинает
интенсивно изнашиваться. Первый признак «начала конца» - подшипник
нагревается,
издает не свойственные ему шумы. Это значит, что образовался люфт или
наоборот
возникли препятствия для легкого вращения. Ждите заклинивания.
Эту
неприятность можно, как минимум, намного отдалить. Что я и сделал.
Вынудило
к этому то, как я эксплуатирую мотоциклы, - езжу большей частью вне
асфальта.
Так вот, я заменил на «ИЖе» обычные
шарикоподшипники
колес и ведомой звездочки на полностью
закрытые - 180-го
типа: соответственно, 18203 - для колес и 180205 -для звездочки. Они
намного
лучше переносят грязь, чем открытые, и гораздо реже требуют ухода. Тем
не менее,
перед установкой нового, а тем более бывшего в эксплуатации подшипника
желательно
проверить, насколько хороша смазка.
Для
работы потребуются
тонкая отвертка, небольшая кисть с жесткой щетиной и консистентная
смазка. Для
удобства работы ее нужно набрать в шприц (фото 1).
Чтобы снять
уплотнительную шайбу,
следует аккуратно вставить отвертку между внутренней обоймой подшипника
и самой
шайбой так, чтобы жало отвертки прошло между шариками. Остается лишь
подцепить
уплотнительную шайбу (фото 2). Как правило, она довольно легко
вылезет
из посадочной канавки в наружной обойме. Таким же способом снимем и
вторую шайбу.
Промыть подшипник можно в
солярке
или бензине, тщательно удаляя кистью остатки старой смазки (фото
3).
После этого обязательно
прополосните
подшипник в чистом бензине: удерживая за внутреннюю обойму,
прокручивайте наружную
(фото 4). Остатки бензина удалите сжатым воздухом.
Проверьте легкость
вращения деталей
подшипника: раскрутите наружную обойму ударами ладони по касательной -
до максимально
возможных оборотов (фото 5). При этом он не должен издавать
стука и сильных
вибраций. Длительное свободное вращение и
ровный шум
засвидетельствуют отсутствие грязи и серьезных повреждений.
Наличие биения, особенно
радиального,
ощутимого рукой, однозначно говорит о том, что подшипник не пригоден
для дальнейшего
использования. Внимательно осмотрите через увеличительное стекло
беговые дорожки
на обоймах - на предмет вмятин или раковин от коррозии (фото 6). Если
таковые есть, без колебаний подшипник выбрасывайте.
Если же он исправен,
заполните его
внутреннюю часть смазкой на все 100% объема (фото 7). Плотная
набивка
не повредит подшипнику и не допустит проникновения под уплотнительные
шайбы
грязи и воды.
Установите
шайбы
- для этого достаточно легкого нажатия (фото 8). При этом
излишки смазки
выдавливаются наружу. Удалите их и оботрите подшипник ветошью.
Запрессовка
закрытого
подшипника не отличается от операции с обычным.
В одном
стоит быть осторожным: не повредите защитные шайбы.
|